Действие Закона Украины от 1 декабря 2022 года № 2805-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию законодательства в сфере пользования недрами», который был опубликован 28 декабря 2022 года и вступил в силу 28 марта 2023 года, в частности в части дополнения Кодекса Украины о недрах таким основанием для остановки действия специального разрешения, как применение к конечному бенефициарному владельцу недропользователя специальных экономических и других ограничительных мер, распространяется на действующие персональные санкции.
Законодатель предусмотрел отсрочку в вступлении в силу указанного Закона – 3 месяца с дня публикации, то есть с 28 марта 2023 года, в частности, с целью предоставления возможности недропользователю предпринять меры, направленные на изменение конечного бенефициарного владельца, чтобы избежать негативных последствий в виде остановки действия специальных разрешений.
Такой вывод сделал Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда в деле от 18 октября 2024 года № 160/8773/23 (административное производство № К/990/12283/24).
Товарищество оспорило в суде приказ Государственной службы геологии и недр Украины от 28 марта 2023 года в части остановки действия специального разрешения на пользование недрами, предоставленного этому Товариществу.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал. Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции указал, что, принимая оспариваемый приказ 28 марта 2023 года (в день вступления в силу Закона № 2805-ІХ), ответчик лишил истца возможности совершить действия по изменению конечного бенефициарного владельца. Суд также отметил, что положения этого Закона подлежат применению именно с 28 марта 2023 года, но с предоставлением недропользователю дополнительно 30-дневного срока для совершения действий по изменению конечного бенефициарного владельца, к которому применены санкции.
КАС ВС с такими выводами не согласился, отменил постановление апелляционного суда и оставил в силе решение суда первой инстанции.
Верховный Суд указал, что применение санкций к конечному бенефициарному владельцу Товарищества до вступления в силу соответствующих изменений в Кодекс Украины о недрах не влияет на возможность остановки действия предоставленных истцу специальных разрешений на пользование недрами.
Поскольку санкции, введенные Указом Президента Украины, продолжали действовать на момент внедрения в Кодекс Украины о недрах изменений Законом № 2805-ІХ, то действия ответчика в спорных правоотношениях в полной мере соответствуют требованиям ст. 58 Конституции Украины.
Коллегия судей отметила, что Закон № 2805-ІХ был официально опубликован и доведен в установленном порядке до сведения населения, в том числе и субъектов хозяйствования, 28 декабря 2022 года. Поэтому начиная с этой даты последствия применения норм указанного Закона были предсказуемыми для истца, что давало возможность заранее принять меры, направленные на изменение конечного бенефициарного владельца, чтобы избежать остановки действия специального разрешения на пользование недрами.
В то же время суды предыдущих инстанций установили, что ни в период с 28 декабря 2022 года по 28 марта 2023 года, ни на момент принятия оспариваемого судебного решения истец не был лишен возможности выполнить требования законодательства с целью устранения оснований для остановки действия специального разрешения и восстановления его действия, однако не предпринял никаких мер, направленных на изменение бенефициарного владельца (контролера).
Таким образом, Верховный Суд пришел к выводу, что с учетом специфического характера изменений, внесенных в статьи 13 и 57 Кодекса Украины о недрах, а именно предусмотренных ими последствий для недропользователя в виде остановки действия специального разрешения в случае наложения персональных санкций на бенефициарного владельца, законодатель, сохраняя баланс интересов государства (в отношении защиты национальной безопасности) и бизнеса (добычи и реализации полезных ископаемых), Законом № 2805-ІХ предусмотрел отсрочку в их вступлении в силу, а именно 3 месяца с дня публикации, то есть с 28 марта 2023 года, в том числе и с целью предоставления возможности недропользователю устранить указанное основание для остановки действия предоставленного ему специального разрешения.